Азбука Винного Чайника. W Часть 2

15 Февраль, 2016 19:48  | Рубрика: Азбука от Винного Чайника

Вполне естественно, что философия, как наука о наиболее общих и фундаментальных принципах бытия и познания, не могла в своих поисках истины избежать изучения места вина в развитии человечества. Мне пришлось провести достаточно кропотливое изучение этой темы, так как небольшая книжечка итальянского философа и музыканта Массимо Дона «Философия вина» (на которую я так надеялся!), дала мне ответ далеко не на все мои вопросы. Прежде чем предоставить на ваш суд мои выводы, должен сделать небольшую ремарку.

Все философии мира подчеркивают особый характер вина для человека. Его отличительной чертой является двойственность, по другому «дуализм». Или, если выражаться уж совсем по-философски – «амбивалентность».

В чем тут суть?

063

Вино всегда выступает в истории в двух своих ипостатях. Первый (и, наверное, главный) его образ – это божественный нектар Диониса, подаренный человеку богами (или богом), и служащий для его (человека) волшебного преображения. Таков нектар древних греков, пробуждающий в человеке все лучшее, единственный напиток, способный зажечь огонь творчества в груди отведавшего его. Таково и вино, участвующее в таинстве евхаристии (причащения) в христианской традиции, символизирующее кровь Христову и дающее возможность верующему соединиться с Богом.

kifa_150_08_01

С другой стороны, вино – простой алкогольный напиток, входящий в рацион питания многих народов, и, при не соблюдении определенной нормы, способный довести человека до «скотского» состояния. Притча о Ное говорит об этом с лаконичной точностью. Ной полил первый виноградный куст смесью крови агнца, льва, обезьяны и свиньи. (Видимо, тот еще живодер был первый патриарх – прости, Господи). В результате эксперимента на себе, Ной выяснил следующий факт. Человек, пьющий вино, сначала становится кротким, как овечка, затем храбрым, как лев. Если он продолжает пить – ему прямая дорога к образу мартышки. Кривляния, бессмысленный смех и болтовня без умолку (никто себя еще не узнал?). Ну, а если тормоза у пьющего не сработают и на этой стадии то… Как вы уже догадались, его ждет грязная лужа и забор, под которым свинье самое место. Ной, как истинный ученый, прошел все стадии. Ну, а следующую притчу, вытекающую из этой, вы тоже все хорошо знаете. Ну, помните – там неблагодарный сын Хам, глумящийся над отцом, находящимся в состоянии сильного алкогольного опьянения… История печальная, но поучительная!

platon-i-arystoteles

Но, вернемся к философии и к пресловутой «амбивалентности» вина. Большинство философов достаточно уклончиво говорят о вине в своих работах (или не говорят вовсе). Их отношение приходится, иногда, буквально по кусочкам «выковыривать» из глубины философских трактатов. Отношение ученых-философов к вину, что называется, «в жизни», более понятно, и мы можем судить о нем по работам их жизнеописателей. Очень часто случается так, что позиции одного и того же человека на бумаге, и в жизни отличаются диаметрально. Мне это очень напоминает «трезвый образ жизни» некоторых политиков времен безалкогольной кампании.

Ниже приведена небольшая табличка, в которой я постарался обобщить и коротко изложить взгляды почти всех видных мировых философов на вино и  пьянство. В список попали, для разнообразия, несколько известных ученых других специальностей (уж очень хотелось написать о Марксе и Фрейде).  Итак, табличка:

ТАБЛИЦА

1234

Как видите, тут все неоднозначно. «Амбивалентно», я бы сказал…

На этом, я думаю, с философией мы, будем считать, разобрались. Теперь предстоит разобраться – что же собой представляет вино, как рядовой продукт питания многих наций и народностей. Но об этом – чуть позже.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>