Украинское виноделие. Часть Первая

19 Февраль, 2014 19:35  | Рубрика: Украина

Мнение Винного Чайника

Я критически отношусь к украинскому виноделию.

На полках магазинов выбор очень большой и я, признаюсь, делал много попыток найти среди всего интересные образцы украинского виноделия. Но, увы, в массе своей эти вина не представляли и не представляют ничего действительно заслуживающего внимания.

А если и появляются вина, заслуживающие внимания, то они, как правило стоят слишком много для своего качества.

Я люблю открытых и честных виноделов, а таких очень мало среди украинских производителей.

Сегодня мы поговорим о реалиях виноделия Украины, о проблемах, с которыми сталкивается каждый производитель, желающий производить качественный напиток. Основных проблем, по моему мнению — семь, это — законодательство, налоговая политика, мораторий на продажу земли, отношение винных компаний к своему товару, пиво-водочное лобби, общий уровень культуры потребления вина в Украине и «совок» в сердцах. Далее рассмотрим каждый пункт подробнее.

1. Законодательство
На данный момент почти все законы о виноделии остались нам в наследство от СССР. А значит — никаких вин, контролируемых по происхождению, нет толком ограничения по высадке лозы, определенных сортов и, собственно, самого производства вина. У нас нет закона, заставляющего производителя указывать происхождение виноматериала. А ведь он может быть привезен из-за границы, разлит и подписан — сделано в Украине. Не существует четкого закона, регулирующего название вина. Вино может называться Каберне, а в составе иметь этого сорта 20-30% или отсутствовать вовсе. Производитель не обязан указывать состав на этикетке, просто написать — европейские сорта винограда. А есть азиатские или африканские сорта?:)
Указание процента алкоголя. Почему украинские производители пишут, например — 10-13% алкоголя? Это же колоссальная разница! Покупатель имеет право знать количество алкоголя в вине, ведь это может рассказать многое о напитке — его мощность, плотность и насыщенность вкуса.
2. Налоговая политика
Чтобы получить лицензию на оптовую продажу своего вина, производителю в Украине нужно заплатить 500 тысяч гривен и потом каждый год по 500 тысяч. Такое налоговое бремя автоматически отсеивает мелкого производителя. Только очень крупная компания в состоянии платить столько, не имея большого земельного надела и производственных мощностей. А если учесть, что виноградная лоза первые пять лет своей жизни не даст нормального урожая для создания вина, то получается производителю перед первым релизом своего вина нужно будет заплатить почти 1,3 млн. гривен. И не факт, что вино тут же продастся.

3. Мораторий на продажу земли
В украинских реалиях купить землю нельзя — мораторий. Только взять в аренду. В любой момент государство может отказать компании в продлении аренды и она окажется без виноградников. Все понимают, что просто так никто и в аренду не даст, и чтобы получить заветную землю, придется принести несколько чемоданов в нужные кабинеты. Это обстоятельство совсем не способствует развитию мелкого виноделия и появлению новых компаний.
4. Отношение крупных винных компаний к своему товару
Эта проблема в целом лежит на совести производителя. Не имея никакого контроля за виноделием, по факту, производитель сам решает какого качества вино у него будет, откуда взять виноматериал, количество произведенного вина и прочее. По сути, в нашей стране правит балом крупное, еще оставшееся с Советского Союза производство, с тем же подходом — главное количество, а не качество. Так сказать, пятилетку за три года. Да и соблазн заработать на большем объеме весьма велик. По сути, мы имеем советское производство, приносящее капиталистические барыши.
5. Пиво-водочное лобби
На сегодняшний день рынок водки — самый насыщенный рынок алкоголя в Украине. Относительно низкая себестоимость и высокая доходность этой отрасли создает большой капитал и соответственно большое желание его сохранить. Та же ситуация с пивной индустрией. Поэтому эти два алкогольных рынка будут защищаться до последнего. Для винной индустрии и с этой стороны присутствует препятствие для развития. Во власти много лоббистов именно водочной и пивной промышленности.
6. Общий уровень культуры пития

Стоит учесть, что в целом украинский народ все же предпочитает вину водку и пиво. Сложилась такая ситуация исторически — для удовлетворения спроса в вине такой огромной страны, как Российская Империя, слишком мало мест для виноделия такого масштаба. А пиво и водку делать можно везде, в любом месте государства, не зависимо от климата и почвы. Сейчас Украина смогла бы удовлетворить собственными силами спрос вина, но его как такого нет, и общая культура винопития находится на низком уровне. Потребителю не нужны сухие вина, тем более не нужны терруары, вина с определенных участков, определенные сорта винограда. Типичные украинские потребители покупают низкокачественные вина, часто содержащие чрезмерное количество сахара, которые привыкли пить еще их родители. Спрос на качественные вина не создается, давления на производителя нет.
7. Совок в голове
В предыдущем пункте я упомянул некие наследственные предпочтения нашего народа. Многие пьют алкоголь лишь для того, чтобы опьянеть, главное, чтобы напиток не был отвратительным по вкусу и радовал низкой ценой. Однако вкусы начали меняться, потребитель все чаще переходит на импортные образцы, все чаще на сухие вина. И это обнадеживает.

В целом, картина не радует совершенно. Кажется, что никто не хочет, не заинтересован в качественном украинском виноделии — ни законотворцы, ни производители, ни покупатели. А большинство тех виноделов, которые сейчас заявляют о новом украинском виноделии, пока слишком дороги и мало интересны.

Комментарии (6)

  • Замечательная статья. Прояснила все давно интересующие вопросы. Остается только надеяться что наше виноделие будет пробиваться стараниями энтузиастов.

  • «Покупатель имеет право знать количество алкоголя в вине, ведь это может рассказать многое о напитке — его мощность, плотность и насыщенность вкуса.» Явно напрашивается мастер-класс по чтению этикеток))))

  • Галина:

    как разобраться в импортных винах? что ввозят в украину достойного внимания?

    • Разобраться во всем разнообразии импортных вин бывает нелегко, поэтому я начинаю серию постов про этикетки — на что обращать внимание, что означают различные надписи. Следите за обновлениями блога:)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>