Калифорния. Часть 2. Познавательная

20 Май, 2015 17:44  | Рубрика: Калифорния

Первую часть можно прочитать здесь.california

Я хотел посвятить эту статью подробному обзору стилей вин, которые выпускаются в Калифорнии. Но, вскоре понял, что без небольшой вступительной, пояснительной части, никак не обойтись. Ведь, по сути дела, мы с вами, практически, ничего не знаем о винах этого замечательного уголка земли. В основных источниках нашего с вами винного образования, винных бутиках и специализированных отделах супермаркетов, вин из Калифорнии днем с огнем не сыщешь.

Исключение составляют лишь несколько позиций из, для нас – среднего, а для США – самого низшего, ценового сегмента, которые вообще не отражают состояния дел в этом винном регионе. Почему картина столь печальна? Разбираться, как обычно, начнем из далека. С самого штата Калифорния и замечательного города Сан-Франциско – центра винного производства штата.292d0888fdcb5067229c3eabf487a1a4

Калифорния – самый непохожий на остальные, штат США. Ему присуща совершенно уникальная атмосфера, создающая такой эффект притягательности и ореол исключительности этому краю, что поток желающих поселится здесь и стать частью уникального сообщества калифорнийцев, не иссякает никогда. Сам воздух, сама грандиозная природная исключительность этого края, великолепные пейзажи, климат, в котором каждый день, буквально, переполнен солнцем, служат гигантским магнитом для «правильных» людей. Открытость, природное радушие, легкое чувство юмора, и, при этом, удивительная предприимчивость, изобретательность и практичность – вот характерные черты типичного «правильного» калифорнийца. Не удивительно, что людям нравится тут жить.

California-2

Цены на жилую недвижимость и аренду жилья в Калифорнии, пожалуй, самые высокие в Штатах. Тут совсем не просто поселиться, и, в отличие от остальной страны, главным на рынке недвижимости здесь является продавец, а не покупатель. Именно он диктует свои условия, и может выбирать того, кому он захочет продать свой дом, квартиру или участок земли. Видимо, уже на этом этапе, происходит первичный отбор делающий, в результате, эту «калифорнийскую породу» людей уникальной.

Только в Калифорнии, и нигде более, могло зародиться движение хиппи, детей цветов. Только тут могло так быстро прижиться «диско», как стиль жизни, заставляющий людей весело энергично жить, танцевать и работать. И, конечно, электронная революция, буквально перевернувшая весь мир в конце XX века, могла произойти только здесь, в Силиконовой  долине, спрятавшейся в тени Сан-Франциско, благодаря энергии и предприимчивости непризнанных молодых гениев, съехавшихся сюда со всех концов огромной страны. И, я уверен, огромную роль в формировании облика Калифорнии, как страны, и калифорнийцев, как общности людей, сыграло вино.Ruby-Blues-Van

Да, именно вино выступает катализатором в этом грандиозном калифорнийском котле. Вино, как мне кажется, является одной из главных составляющих такого социального явления, как «калифорнийский стиль жизни». Вино тут пить модно, престижно и возможно, практически, в любых жизненных ситуациях. «Californian Lifestyle» (калифорнийский образ жизни), как всеобщий тренд, заявляет о себе в полную силу где-то с начала 70-х. Именно тогда вино и виноделие приобретает в Калифорнии совершенно другой смысл, становиться явлением глобального, социального, даже формообразующего характера для общества.

Как нигде более в Америке, вино становится чем-то вроде культурного стержня общества; без него не обходятся ни встречи друзей, ни политические дебаты, ни литературные вечера, ни пикники на живописных прибрежных холмах. И это, по-моему, естественно. Именно тогда само собой сложилось положение вещей, при котором  95% всего американского вина производится в Калифорнии, и почти половина из него выпивается тоже здесь, на месте. Кроме того, на рубеже ХХ – ХХI веков всю Калифорнию буквально взорвал информационный бум вокруг так называемого «французского парадокса». Все вокруг вдруг захотели жить как французы: много и вкусно есть и, при этом, долго и качественно жить. Ученые быстро нашли разгадку «французского парадокса» —  она в обилии красного вина в ежедневном рационе французов. Как результат – потребление вина на душу населения в Калифорнии увеличилось почти на половину, а Калифорния пережила самый большой за многие десятилетия рост продажи вина. И по сей день калифорнийцы пьют много вина. Но много вина пьют во многих частях света, в Австралии, например. Но! Что важно — в Калифорнии пьют много КАЧЕСТВЕННОГО вина.

Domaine_Carneros

Domaine Carneros, Долина Напы

Тут надо заметить, что общий уровень калифорнийских вин, отличается от общего уровня вин всех других винопроизводящих стран мира, приблизительно так же, как средний уровень доходов американца отличается от уровня доходов среднего европейца, не говоря уже о доходах жителей других континентов. В разы отличается! В европейских винных странах только 5% производимого вина подлежит выдержке и относится к элитной категории; остальные вина предназначены для быстрого употребления в течении года-двух после его производства. А в Калифорнии только треть производимого вина относиться к нижней ценовой группе. Остальное вино – это вино среднего и высшего качественного «дивизиона». Средняя стоимость бутылки вина, выпиваемого французом в ресторанчике около его дома за воскресным ужином, составляет, примерно, 8 долларов. В то же самое время, житель Сан-Франциско имеет на своем столе бутылку отличного выдержанного Каберне Совиньона из Долины Напа, ценой в 30-50 долларов за бутылку. Если взглянуть на калифорнийские вина, занимающие топовые позиции в прайс-листах европейских винных торговцев (я рассматриваю вина, которые еще, хоть как-то, укладываются в границы здравого смысла по своей цене), то мы увидим вина, по американским меркам, весьма средние, а совсем не «элиту» местного виноделия.

Solvang, California

Кадр из фильма «На обочине» («Sideways»)

Говоря проще, американцы и, в частности, сами калифорнийцы, имеют счастье пить гораздо более дорогое и качественное вино, чем могут себе позволить жители всех остальных стран мира. Несправедливость, скажете вы! Конечно – несправедливость, но исправить ее мы не в силах, примем как данность. Видимо, в этом и лежит причина почти полного отсутствия калифорнийских вин на наших прилавках – они просто слишком дороги для нашего рынка. Мы у себя можем увидеть лишь редких представителей из числа тех, 30 нижних, процентов простейших массовых вин. Которые, впрочем, тоже проигрывают по всем статьям конкурентную борьбу, на нашем маленьком рынке, более демократичным винам из Чили, Аргентины и других стран Нового и Старого света.

Причины такого, для нас удивительного, дисбаланса между производством высококачественных и простых, дешевых вин в Калифорнии, следует искать в ментальной сфере, в исконно американских чертах характера, о которых мы начали говорить в предыдущей статье. Каждый, уважающий себя, владелец винодельни (или винодел) из Калифорнии, хочет произвести впечатление в обществе. Все они хотят делать вино, которое могло бы соревноваться с Grand Cru Бордо — ни больше, ни меньше! И, надо сказать, что у каждого из них есть веская, объективная, естественная причина для столь амбициозных претензий. И причина эта заключена в самой природе калифорнийских вин. Она проста. Виноград, выращенный в Калифорнии, имеет огромное преимущество перед виноградом, выращенным в Бордо или в Бургундии. Он, практически всегда, ВЫЗРЕВАЕТ ПОЛНОСТЬЮ! В этом, даже, на мой взгляд, есть некоторая нечестность. Именно по этой, простой и естественной причине, вина из Калифорнии, с завидной регулярностью, бьют всемирно известные вина из Франции и Италии на всевозможных «слепых дегустациях», вроде дегустации 1976 года в Париже.

4-the-winery

Надо признать, что климат Калифорнии гораздо более «средиземноморский», чем климат винопроизводящих регионов в странах, действительно расположившихся на берегах Средиземного моря. «Великие урожаи» в Бордо бывают крайне редко. Во все остальные годы, виноградари и виноделы этого знаменитого края вынуждены прилагать все свое мастерство, изворотливость и храбрость, рискуя в одночасье потерять все, стремясь довести виноград до максимально возможной зрелости. Калифорнийские виноделы лишены этого «удовольствия». Единственная их забота — так это избежать перезревания винограда, что гораздо проще.

Эта особенность сформировала в американских потребителях и виноделах специфический, «калифорнийский» взгляд на то, каким должно быть вино класса Grand Cru. Этот пышное, насыщенное, с яркими фруктовыми и джемовыми тонами вино, глубокого, почти черного цвета. Думаю, что за образец такого стиля взяты великие вина Бордо выдающегося 1961 года. Французы с удовольствием пьют вина этого урожая, считая их великолепными. Однако, более тонкие, деликатные, утонченные вина других винтажей, почитаются ими не меньше, а, часто, и больше, чем вина 1961… Американцы же хотят пить вина, схожие по стилю с винами этого года, каждый день, и считают «терруарность» большинства великих европейских вин простой причудой этих странных жителей Старого света. К сожалению, то, что отличает неуловимое совершенство, та невообразимая глубина бордосских и бургундских классических вин с великих виноградников, до сих пор остается для многих американских потребителей и производителей вина не только не достижимой, но и, к сожалению, не стоящей ее достижения, целью.

С другой стороны, благодаря неиссякаемой жажде познания, жгучего стремления ко всему новому и желанию хоть в чем-то быть первым, калифорнийские виноделы представили миру такое большое количество различных «стилей» своего вина, которого нет ни в одной винной стране мира. Но, подробно об основных стилях калифорнийских вин – в следующей статье.

Комментарии (2)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>