Азбука «Винного чайника». Буква «А». Аppellation. Версия 2.

14 Сентябрь, 2017 14:58  | Рубрика: Азбука от Винного Чайника

По случайному (или не случайному?) совпадению «Азбука от Винного Чайника» начинается с ключевого слова современного виноделия. Давайте разберемся, что же это за слово такое и почему оно так важно для винного мира. На самом деле ничего особо сложного в этом (на первый взгляд пугающем своей труднопроизносимостью и наукообразностью) определении нет – для его понимания необходимы всего лишь здравый смысл и минимальные знания основ маркетинга.

A1

Начнем с перевода. С французского языка слово «appellation» переводится как «определение или название». Название чего? Ответ прост – это название (определение) четко ограниченной территории, на которой исторически изготавливают (или выращивают) какой-либо сельскохозяйственный продукт, имеющий особые свойства и длительное время славящийся своим качеством. Если непонятно, поясню. Недалеко от моего родного Харькова имеется населенный пункт под названием Васищево. Так вот, там, в Васищево, выращивают отменные ранние огурцы. На рынке только и слышно: «Огурчики-то откуда, из Васищево?». А услышав утвердительный ответ, немедленно и решительно заявляют: «Дайте ведро!». Все потому, что харьковчане отлично знают – вкуснее и ядренее огурчиков, чем из Васищево, на рынке вы не найдете. Или взять, к примеру, конскую колбасу под названием «махан». В названии, кстати сказать, ничего непонятного нет, во многих тюркских языках махан — это просто «лошадь». А вот с колбасой как раз история крайне интересная для понимания всего дальнейшего моего рассказа. Вообще-то махан — национальный продукт тюркских народов Поволжья, высоко ценимый за свои деликатесные качества. Логично предположить, что «апелласьоном» для него являются именно безбрежные степи Татарстана, которые взад-вперед бороздят огромные табуны специально откормленных жеребцов и кобылок. Но, например, у нас в Украине существует замечательный продукт под названием «Макеевский махан» — где шахтерская Макеевка, а где Татарстан?!

карта

Вот тут мы вплотную подошли к вопросу, ответив на который мы в полной мере поймем значение понятия «апелласьон» для такого распространенного и (что важно) многообразного продукта, как вино. Возвращаясь к нашему приехавшему из удачливого Васищева продавцу огурцов, зададимся одним важным вопросом. Нравится ли ему, что любой мало-мальски соображающий торговец с Благовещенского базара (даже если он приехал из окрестностей затерянного на карте области Краснокутска) так и норовит в вопросе продажи огурца заделаться коренным жителем знаменитого Васищева? Думаю, что не очень нравится. А как вы думаете, нравится ли татарстанцам, что основным поставщиком их национального продукта на продовольственный рынок украинских мегаполисов внезапно стала Макеевка? Или вот еще один вопрос, и перейдем сразу к делу. Каково ваше мнение: то, что полки наших магазинов ломятся под тяжестью разнообразных бутылок, на этикетках которых красуется гордое слово «Шампанское», — радует это жителей одноименной французской провинции, в погребах которых томится нераспроданный отечественный продукт? Могу предположить, что чувство, их переполняющее, не называется отнюдь радостью. Скорее наоборот, это какая-то гремучая смесь из жажды мести, обиды и гнева. Только французы, в отличие от татар и жителей Васищева, не стали сетовать на несправедливость и лить горючие слезы, а предприняли решительные меры против такого бандитизма. А ведь им пришлось сражаться против всего мира!

огурцы

Пользуясь огромной популярностью французского вина, производители всевозможных стран со всех континентов к началу XX века буквально наводнили рынок своей продукцией, на этикетках которой, огромными буквами значилось «Мерсо», «Бордо», «Шабли», «Пойяк» и «Сотерн». Нет, пожалуй, ни одного известного французского вина, название которого не значилось бы на фасаде какого-нибудь пойла, цена которому – грош в базарный день. И тут за дело взялось французское правительство.

Первая попытка защитить своих производителей от произвола всевозможных фальсификаторов, предпринятая в «Законе о вине» 1905 года, провалилась. Документ оказался слишком расплывчат и допускал множество толкований. Но спустя двадцать лет был сделан решительный шаг к наведению порядка – в 1935 году был создан INAO — Национальный институт происхождения и качества (фр. Institut national del’origine et de la qualité), учреждение, отвечающее за контроль французской сельскохозяйственной продукции с защищенным географическим наименованием. Несмотря на то, что слово «вино» в названии этой организации французские чиновники сознательно использовать не стали, основным ее предназначением было создание системы, призванной защитить виноделов страны от употребления кем ни попадя названий, принадлежащих только им. Проще говоря, INAO был призван реализовать принцип, вполне соответствующий реформаторскому духу Великой французской революции: «Название места, где производится вино, принадлежит только и исключительно сообществу производителей. Каждый из них вправе использовать это название при условии сохранения традиционных методов производства и исторического стиля своих вин». Точка.

_INAO

В результате родилась знаменитая система AOC (appellation d’origine contrôlée) – система контроля подлинности происхождения, перевернувшая весь мировой винный рынок и ставшая образцом для национальных систем, существующих ныне в подавляющем большинстве винопроизводящих стран планеты. Это и система Denominacion de Origen (DO) в Италии и система DOC в Португалии (в названии которой присутствует слово «Controlada»). Приведу для примера определение АОС из книги «Азбука вина»: «Вина с пометкой АОС должны отвечать четким правилам в разграничении зон производства, подбора сортов винограда, минимального содержания спирта, максимальной производительности, размера виноградника, методов разведения и виноделия». Другими словами, виноградарь-винодел, придерживающийся при производстве своего вина традиций той местности, где он трудится, получает от правительства Франции специальный сертификат, подтверждающий происхождение его продукции. Своеобразное свидетельство о рождении. В этом – вся суть системы АОС. Соблюдай традиции виноделия, применяй правильные разрешенные сорта винограда, не выходи за законодательно определенные границы региона и следи за тем, чтобы урожайность твоего виноградника соответствовала норме – и все! Дело в шляпе — теперь статус АОС будет обеспечивать тебе достойное место на мировом рынке вина.

logo_aoc

Но вся гениальность системы АОС состоит в том, что она представляет собой своеобразный «тяни-толкай». Пока твое вино не станет звездой мирового рынка, апелласьон будет тянуть его за собой, гарантируя достойные продажи. Статус самого АОС обеспечивают знаменитые вина, к нему относящиеся, и таким образом продвигают всех производителей этой ограниченной территории. В свою очередь, «выбившиеся в люди», т.е. ставшие знаменитыми виноделы апелласьона переходят из разряда «буксируемых» в число «толкачей» и «тягловых лошадок», ускоряя движение всего поезда под названием АОС. Так это и работает.

-France-AOC_

Кстати сказать, система АОС во Франции распространяется не только на вина, но и на массу других, более прозаичных продуктов. Это и всевозможные сыры, знаменитые «чернолапые» куры из Бресса (Bresse), каждой тушке которой присвоен свой «инвентарный номер», сливочное масло из Шаранта и даже какую-то особую чечевицу из Пюи. И это далеко не полный перечень продуктов, ставших своеобразным и неотъемлемым элементом французской культуры. Покупателям во всем мире достаточно высмотреть на упаковке «клеймо» с тремя буквами «АОС» и все их сомнения в подлинности этого продукты тут же могут быть отброшены. Агентство INAO зорко следит за соблюдением использования правил АОС во всем мире, жестоко наказывая долларом, евро или фунтом всех осмелившихся своевольно поставить на своем продукте название, защищенное системой АОС.

Увы, с наказанием гривной или рублем у французских «продуктовых жандармов» выходит не так хорошо, как в законопослушной Европе. В связи с этим вопрос «как жителям Шампани защититься от многочисленных отечественных производителей «Советского Шампанского», которые плевать хотели на все их заграничные АОС», остается крайне актуальным. Вопрос, конечно, риторический…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>